в этих фокусах-шмокусах полный"0" )
попробую объяснить основные понятия.
Объяснять буду примитивно, с использованием образов и непрофессиональной лексики
Выдержка.
Выдержка, это скорость, с который шторки внутри объектива открываются-закрываются. Время, в течении которого они открыты, называется выдержкой. В это время свет поступает через шторки и запечатливает изобразжение на матрице.
Выдержка определяется долями секунды.
например 1/200, 1/125, 1/60 и т.д. (на аппарате написано просто 200, или 125, или 60, знак деления секунды на 200 убирается)
Во время открытия шторок (то есть выдержки) надо держать аппарат крепко, стоять на обеих ногах, немного расставленных, чтобы не шататься и не расскачивает аппарат. Если выдержка 80, 60, 30, 15, то лучше снимать со штативов (упором, опорой).
потому что это значит, что свет поступает долго, соответственно, контуры будущей картинки "пишутся" многократным наложением лучей. То есть, при движении могут не совпадать и будет нечетко.
Для съемки собаки в движении выдержка должна быть как можно короче, то есть число выдержки - больше.
то есть, секунда, разделенна на 200 - это короче, чем секунда, разделенная на 60.
Диафрагма.
Это размер дырки-глазика объектива, насколько широко он раскрыт. Для сравнения - у кошки в темноте зрачки расширены, на дно глаза поступает больше света. При свете - сужены, поступает узкий луч, и его достаточно.
в фотоаппарате то же самое. Чем шире "глазик", тем больше света поступает на матрицу. Чем меньше, Уже отверствие, тем меньше света поступает.
Диафрагма определяется цифрами.
Чем больше цифра, тем более узкий "глазик, тем более узкий луч света поступает.
Внутри объектива есть "лепестки". При больших цифрах 16, 18, 22 лепестки сходятся, образуя малое отверствие. При малых цифрах /2,8, 3,5) они широко расходятся, образуя большое отвертие (зрачок кошки расширен)
парой выдержка-диафрагма можно контролировать кол-во света, которое поступает на матрицу.
Мало света - темное изображение, ничего не видно. Много света - засвеченное изображение, все белое или слишком светлое.
ИСО - это цифра, которая определяет светочувствиетльность матрицы. Стандартно 100 или 200, зависит от модели аппарата. Поднимается до 800-1600, тоже зависит от моделей.
ИСО появилось от пленки, пленки были разной светочувствительнсти. Какие-то для съемок в солнечный день, какие-то - для вечерней и т.д.
То есть, чем выше значение ИСО, тем матрица лучше "ловит" свет.
Но высокие значения ИСО имеют проблемы, потому что приводят к появлению "шума", или "зерна". То есть, не всегда матрица может справится с высоким значением и дать ровное. равномерное изображение. Какие-то "крупинки" (пиксели) ловят больше света, какие-то меньше, от этого появляются помехи.
далее начинает самое интересное.
есть такое понятие, как глубина резкости, или ГРИП *глубина резко изображаемого пространства". Это как раз то, когда собака четко, а фон за ней - размыт.
используется для портретов, для выделения отдельного объекта (например, хотим сделать только нос, а все остальное размыто - нам нужна малая ГРИП"
За ГРИП отвечает диафрагма. Когда диафрагма открыта (то есть, лепестки создают широкую "дырку" и имеют цифры 2,8, 3,5, 5,6 ), то "глазик" видит ограниченно. Видит объект, но плохо видит фон.
когда диафрагма закрыта (маленькая дырка при больших цифрах 11,16 и т.д.), то "глазик" видит узко и далеко. Резким будет и объект и фон позади него.
но мы помним, что кроме резкости, у нас еще и свет на матрицу поступает из-за "широкого" глазика.
чтобы урегулировать это, на помощь спешит выдержка.
допустим, у нас средне-солнечный день(солнце в дымке) и мы хотим сделать портрет собаки.
мы открываем диафрагму, ставим значение, допустим, 3,5... наводим резкость на глаза.
а выдержку делаем 250 (чтобы шторки скорее захлопнулись и не пустили много света. Потому что много света будет поступать через широко открытую диафрагму).
в этот же солнечный день мы хотим сделать фото собаки в прыжке.
надо, чтобы резко была вся собака.
поэтому мы диафрагму ставим 11, допустим.
если мы сделаем снимок, то увидим, что изображение темное. Почему?
потому что "глазик" стал узким, света мало. И нам нужно света добавить.
в этой ситуации мы можем сделать другой выдержку или поднять значение ИСО.
для того, чтобы схватить движение, наши шторки должны сработать быстро, то есть сильно замедлять мы их не можем. Поэтому чуть-чуть замедляем (допустим, до значения 200) и поднимаем значение ИСО, чтобы матрица могла "поймать" больше света за счет повышения светочувствительности.
все это объяснение - довольно примитивное. Оно даст только чуть больше понимания, что происходит внутри фотоаппарата.
Потому что еще есть зависимость от качества объектива, фокусного расстояния и других параметров. И все это уже объясняется, показывается на примерах, на конкретных ситуациях. На эту тему много статей, найти не составит труда.
про выдержку, диафрагму, ГРИП и ИСО можно почитать (объяснение не примитивное, а правильное и грамотное ) здесь, например:
http://www.tech-shop.ru/index/page_article251.htmили другие статьи найти.